Северный поток" -
газопровод, который может лишить заказов украинскую ГТС, - уходит под
воду. Российские специалисты уже завершили строительство сухопутной
части, проложив 917 километров трубы. А на этой неделе стартовал
морской этап.
Газовая магистраль пройдет по
дну Балтийского моря, соединив Россию и Германию. Москва намерена
поставлять топливо в Великобританию, Францию, Нидерланды, Данию, Чехию,
Бельгию. Наш специальный корреспондент Геннадий Вивденко на берегах Балтики следит, как продвигается конкурентный проект.
На специальное транспортное судно
перекладывают почти сотню труб. Всего таких кораблей - три. Они должны
обеспечивать непрерывный процесс строительства газопровода.
Каждая труба весит две с половиной
тонны. Докеры шваброй изнутри очищают ее от пыли. Здесь, на берегу
острова Готланд в Балтийском море, находится главная база по снабжению
стройки "Северный поток" основным "блюдом" - трубами. В происходящем
внимательные могут услышать эхо минувших газовых войн. На сегодня 5 тысяч труб находятся на складе в порту шведского города Слите. Каждая труба здесь - диаметром почти полтора метра.
Сверху она защищена слоем цемента, чтобы балтийская морская соль не
разъедала металл.
Трубы закрыты пока специальными щитами,
чтобы при хранении внутрь не попадала вода. Начали завозить их сюда еще
в феврале. Раньше склад очень долго пустовал.
Со склада трубы отправляются сюда, на
самый большой на Балтике корабль-трубоукладчик. Он называется "Касторо
6", принадлежит одной из итальянских компаний. По сообщениям прессы, за
этот подряд итальянцы получат один миллиард евро.
Приблизительно строительный процесс
выглядит так: на судно "Касторо 6" морские транспорты непрерывно
доставляют трубы. Всего их будет почти сто тысяч штук в одной нитке
газопровода. На платформе две трубы сваривают стык в стык. Каждый
отрезок - длиной 12 метров, получается 24-метровая конструкция. Потом
ее соединяют уже с готовой ниткой газовой магистрали. Буксиры
перемещают судно-трубоукладчик, и приваренная секция постепенно
опускается на дно Балтийского моря.
Через несколько месяцев к "Касторо 6",
который трудится в районе шведского острова Готланд, присоединятся еще
два корабля. Один из них будет продвигаться со стороны немецкого
Грайфсвальда, другой начнет свою работу в Финском заливе. Продвигаться
навстречу друг другу трубоукладчики будут со скоростью два с половиной
километра в день. Уже в 2012 году через "Северный поток" планируют пропустить 55 миллиардов кубометров - это треть от возможностей украинской ГТС. А уже в конце апреля "Газпром"
планирует подписать с Австрией соглашение о "Южном потоке". Это еще
один газопровод, по которому российское топливо будут доставлять в
Европу в обход Украины. В отличие от "Северного", "Южный поток"
существует пока только на бумаге. Но уже к 2015 году он должен
заработать на полную мощность. Проект реализуют совместно Россия и
Италия. Окончательный маршрут Потока пока не определен.
Известно только, что газовая
магистраль, которую начнут строить в Новороссийске, проляжет по дну
Черного моря к болгарской Варне. Турция уже дала согласие на то, чтобы
труба прошла через ее экономическую зону.
В Варне "Южный поток" должен
разделиться на две ветки. Одну планируют направить в Италию - через
Грецию и Ионическое море. Другую в Австрию - через Сербию и Венгрию
либо Словению. Эти страны уже дали согласие на участие в проекте. А в
марте к нему присоединилась и Хорватия.
Пропускная способность "Южного потока"
должна быть 63 миллиарда кубометров газа в год. А суммарно с "Северным"
это составит 118 миллиардов кубов. Таким образом, два газопровода
смогут полностью перебрать на себя транзит топлива в Европу в обход
Украины. Напомним, в прошлом году Украина прокачала европейским
государствам почти 96 миллиардов кубометров газа. Более детально на ИП Подробности.
|